- Торговые города-государства немного меньше улучшают настроение. Вы больше не получаете +1 при переходе из друзей в союзники (вы и так получаете редкие ресурсы!). Кроме того, вы больше не получаете +1 к настроению, вступая в Новейшее время.
- Для изучения «Баллистики» теперь необходима «Железная дорога». Это заставит ИИ строить железные дороги до того, как разрабатывать эту ветвь дальше.
- Изменения модели роста культурных границ:
o прибрежные клетки с ресурсами присоединяются немного быстрее;
o появилась общая тенденция расширяться в сторону клеток с ничейными ресурсами;
o на 4 и 5 кольцах клетки с ресурсами захватываются немного быстрее.
- Изменения баланса при игре за Австрию:
o стоимость увеличивается как минимум на столько, сколько золота вы получите за утилизацию подразделений;
o прежде чем заключить унию с городом-государством, необходимо быть его союзником в течение 5 ходов;
o достижение «Ням-ням!» теперь звучит так: «При игре за Австрию заключите унию с городом-государством с 15 или более юнитами».
Религия:
- Верование «Паломничество» теперь дает +2 к вере за каждый иностранный город, в котором укоренилась данная религия.
- Верования почитателей и пантеон поднимают настроение в городе; верование основателя поднимают глобальное настроение.
- Данные об очках веры, которые приносит каждый город, теперь отображаются на экране экономического обзора, на панели общей информации.
- Город с Великой мечетью Дженне имеет наивысший приоритет при покупке миссионеров (выше, чем у священного города).
- Изменения в балансе религий: добавлен Великий храм.
Дипломатия и шпионаж:
- Новые мирные соглашения. Теперь 9 уровней вместо 5 (между каждым из старых уровней добавлен новый). Уровни мира теперь такие:
o 0: белый мир (ничего не отдавать);
o 1: перемирие (1/2 золота, 1/2 максимума золота за ход);
o 2: компенсация (все золото, максимум золота за ход);
o 3: уступка (все уникальные ресурсы, все золото, максимум золота за ход, открытие границ);
o 4: подчинение (все ресурсы, все золото, максимум золота за ход, открытие границ);
o 5: сдача (один город);
o 6: цессия (1/4 городов, 1/2 золота);
o 7: капитуляция (1/3 городов, все золото);
o 8: безоговорочная капитуляция (все города, кроме столицы; все золото).
Теперь при заключении мирных соглашений приоритетными являются города, находящиеся ближе к столице победителя, и города, изначально построенные победителем (раньше учитывалось только расстояние).
- Снижено число сообщений от шпионов. Теперь игроку сообщают о выборах и переворотах только в том случае, если он уже обнаружил эту цивилизацию, у него есть шпион в городе-государстве, он дружит с этой цивилизацией, или его влияние на эту державу выше минимального.
- Добавлена возможность освобождать города, которые не принадлежат своим основателям или которые изначально принадлежали игроку. Игрок получит дипломатический бонус за первые три освобожденные города. Такое освобождение не считается воскрешением уничтоженной цивилизации и не приносит «Благодарности». Бонус дается только в том случае, если владелец освобожденного города еще жив. Дипломатического бонуса за освобождение можно лишиться в двух случаях:
1. Если игрок объявит войну хозяину освобожденных городов, причем сделает это первым: это не касается оборонительных союзов и тех случаев, когда хозяин освобожденных городов сам нападает на игрока.
2. Если игрок захватит город той цивилизации, чьи города ранее освобождал. То есть если игрок A освободил город игрока C, затем игроки A и B заключили оборонительный союз, C объявил войну A и B, а затем A захватил город игрока C, то C забудет о былых заслугах A.
- ИИ теперь сможет освобождать города и воскрешать игроков, при этом вы будете получать соответствующие уведомления. ИИ будет воскрешать других компьютерных игроков в том случае, если пытается одержать дипломатическую победу. ИИ вернет город, если: 1) заключил оборонительный союз с изначальным владельцем, и они оба воюют с прежним хозяином города; 2) у него с изначальным владельцем города заключена декларация дружбы, а ИИ пытается одержать дипломатическую победу.
- Дипломатия: длительность мирных соглашений теперь меняется в зависимости от темпа игры.
o Быстрая игра: 10 ходов
o Обычная игра: 10 ходов
o Эпическая игра: 15 ходов
o Марафонская игра: 30 ходов
- Дипломатия: длительность деклараций дружбы и публичного осуждения теперь меняется в зависимости от темпа игры.
o Быстрая игра: 50 ходов
o Обычная игра: 50 ходов
o Эпическая игра: 75 ходов
o Марафонская игра: 150 ходов
- Внесены изменения в глобальные дипломатические параметры:
o пороги мнений (нет оправдания/враг/конкурент/благосклонное отношение/друг/союзник) разнесены дальше друг от друга; изначально они были 50/30/10, а теперь — 80/40/15;
o бонусы за дипломатические интриги снижены на 50% (с 20 до 10);
o штраф «Хватит шпионить» снижен с 20 до 10;
o внесен ряд изменений в штрафы за взаимодействие с городами-государствами; длительность штрафов значительно снизилась.
- Улучшено окно дипломатии. Теперь там отображается «ваши открытые границы/посольства», «их открытые границы/посольства», «общие открытые границы/посольства».
- При заключении соглашений компьютерный игрок будет уведомлять о нежелании платить справедливую цену. Раньше было так: вы просите ИИ предложить цену, он отвечает, что сделка невозможна, затем вы предлагаете асимметричную сделку, и он соглашается. Теперь ИИ будет говорить: «Мы не хотим давать вам цену, которая была бы честной».
- Другие цивилизации не будут волноваться насчет экспансии, если игрок за последние 10 ходов не основал ни одного города.
- Заявления «Мы атаковали город-государство, находящийся под вашим протекторатом» теперь появляются при нанесении урона (например, при уничтожении войска), а не просто при объявлении войны. Поэтому сообщение перестанет выводиться при быстрой смене (как это случалось автоматически, когда город-государство меняло союзников).
- ИИ больше не будет просить других игроков вступить в войну, если те и так с кем-то воюют.
Войска:
- Изменения в балансе подразделений:
o боевая мощь броненосца снижена с 50 до 45;
o у линкора убран бонус «+33% против городов»;
o боевая мощь и дальнобойная сила пулемета Гатлинга снижена до 30;
o у истребителя и бомбардировщика теперь есть повышения «Воздушный налет II» и «Воздушное наведение II»;
o авианосец теперь получает повышения ближнего боя вместо дальнобойных;
o изменения в балансе у призовых судов: 50%-ный шанс получения приза при равной боевой мощи; вероятность уменьшается или увеличивается (от 28% до 80%) в зависимости от относительной боевой мощи двух кораблей. Вероятность взять приз при победе выделена в окне боя синим;
o ИИ теперь совершают грабежи: войска-грабители получают +25 очков здоровья.
- Изменения в балансе повышений: войско лишается повышения «+200% против городов» при дальнейшем повышении.
- Для повышения «Воздушная логистика» теперь необходима «Бомбардировка ; (а не «Бомбардировка
или «Воздушная осада (а не «Воздушная осада ;).
Искусственный интеллект:
- Изменены приоритеты при строительстве чудес света.
- Улучшения в тактике: теперь тратится больше золота на оборону. ИИ тратит золото в тех городах, где тактический уровень РАВНЫЙ (раньше тратил только в тех, где доминировал противник). Также теперь он тратит деньги на строительство в этих городах кораблей и самолетов для защиты (раньше он строил только сухопутные войска и оборонительные постройки).
- Изменения в строительстве поселений:
o расширен поиск колец;
o изменены значения колец: теперь клетки в дальних кольцах стоят немного больше;
o для игроков, которые не хотят заниматься экстремальной экспансией, расстояние по умолчанию увеличено;
o стоимость клеток немного снижена, чтобы ИИ был более разборчив при строительстве;
o ИИ старается вернуть утраченных поселенцев и строителей;
o ИИ не будет вечно ждать эскорта для перемещения поселенцев;
o немного изменено расположение поселений;
o ИИ более агрессивно проводит экспансию в море.
- Выбирая направление дальнейшего роста, ИИ больше не отдает предпочтение бонусным ресурсам в 4-м и 5-м кольцах.
- Изменения в модели строительства поселений: уменьшен бонус от клеток в 4-м и 5-м кольцах, если у них уже есть хозяин.
- Хайле Селассие уже не так охотно проводит экспансию.
- ИИ теперь рассматривает возможность аннексии захваченных городов.
ИИ не будет проводить аннексию, если пытается одержать культурную победу или если народ его державы несчастен.
ИИ изначально делает все захваченные города сателлитами, но каждый ход он производит следующие действия:
- составляет список всех городов и сортирует его по уровню производства;
- выбирает первые X% городов (обычно первые 50, 75% в «Полицейском государстве»);
- проверяет, начиная с первого города в списке, есть ли среди них сателлиты;
если есть сателлиты, выбирает верхний по списку (за один ход будет аннексирован только один город);
- если выбранный город все еще оказывает сопротивление (то есть, ничего не производит), ИИ отказывается от аннексии;
- в противном случае ИИ аннексирует город.
- Цирк теперь дает такую же прибавку к настроению, как и арена.
- Улучшения в тактике: ИИ не лечит отряд, если тот находится под дальним огнем противника (то есть с каждым ходом теряет больше очков здоровья, чем восстанавливает лечение).
- ИИ может захватывать гражданских на расстоянии более 4 клеток от своих городов.
- На высоких уровнях сложности создание войск для внезапной атаки у ИИ имеет более высокий приоритет.
- ИИ теперь выше оценивает технологию «Биология», особенно если он хочет строить танки и самолеты (эта технология открывает доступ к нефти).
- Изменения в ИИ, отвечающем за прибрежные цивилизации:
o изменен порядок строительства поселений (следующие города после первого ИИ также предпочитает строить на берегу);
o изменен приоритет построек, полезных для прибрежных цивилизаций (раньше не учитывались некоторые изменения в правилах);
o теперь ИИ не старается всеми силами построить большой флот (15+ кораблей) за первые 100 ходов;
o Дидона стала обманщицей (что исторически достоверно).
- Изменения, позволяющие городам эффективнее пользоваться дополнительными клетками:
o создается в среднем на одного-двух работников больше;
o приоритет прокладки дорог к ресурсами немного снижен (но у нее все равно наивысший приоритет);
o если на острове размером в одну клетку есть ресурс, на нем теперь можно построить поселение;
o повышен приоритет клеток с производством;
o строители будут обращать особое внимание на столицу и следить за тем, чтобы этот город всегда был хорошо развит.
- Помощник по городам:
o помощник больше не будет морить голодом специализированные города;
o чудо света, строительство которого уже было начато в этом городе, получает более высокий приоритет;
o помощник будет ниже ценить пищу, если у вас есть большой запас продовольствия.