Игровая механика
Добавлены дополнительные бонусы за полное открытие (завершение) каждой из 10 категорий общественных институтов. Подробнее см. параграф об общественных институтах.
Изменена формула стоимости общественных институтов (они стали дешевле в начале игры и дороже в поздних эпохах)
Рост стоимости общественных институтов в зависимости от количества городов уменьшен на 50%
Изменена культурная отдача от городов-государств (в начале игры дают меньше, потом больше)
Уничтожение варварского отряда по заданию города-государства теперь дает 12 очков влияния (было 5)
Измененилась стоимость многих юнитов/зданий/чудес (они стали немного дешевле в начале игры и намного дешевле к концу партии)
Каждый город теперь дает 3 несчастья (было 2)
Все улучшения местности, создаваемые Великим людьми, теперь соединяют стратегические ресурсы
Культурный бонус от «руин» снижен до 20 (было 30)
Штрафы в обороне и бонусы при штурме городов теперь теряются после апгрейда юнита
Научные соглашения теперь дают не бесплатную технологию, а бонус к научным исследованиям. Его размер составляет от 50% средней стоимости доступных для открытия технологий. Бонус может возрастать до 100%, если вы приняли Рационализм и построили Фарфоровую пагоду.
Ландшафт, ресурсы, улучшения
Новый ресурс: Камень (+1 производство, улучшение – Каменоломня). См. также информацию о Каменной мастерской.
Улучшен механизм генерации карт – интегрировано размещения Камня на луговых территориях с малым содержанием молотков, снижено использование для этих целей Коров. Кроме того, при необходимости увеличения молотков на лугах вместо Коров также используется Камень.
Штраф при обороне на Болотах и Загрязнениях снижен с до 15% (было 33%)
Отдача от Академии увеличивается после открытия Научной теории
Отдача от Таможни (Customs House) увеличивается после открытия Экономики
Отдача от Мануфактуры (Manufactory) увеличивается после открытия Химии
Ресурсы роскоши дают 4 счастья (было 5)
Производственный бонус Мрамора для строительства Чудес снижен до 15% (было 20%)
Отменены штрафы по времени строительства улучшений в Снегах, Тундре и Пустыне.
Железная дорога строится 3 хода (было 7)
Очистка радиации занимает 2 хода (5)
Ремонт улучшения длится 2 хода (3)
Постройка скважины теперь ликвидирует Джунгли/Лес/Болото на тайле
Здания
Новое здание – Каменная мастерская: 1 счастье и 1 молоток, +1 молоток за каждый обрабатываемый источник Мрамора и Камня. Требуется Мрамор или Камень.
Гробница: теперь корректно дает 1 место для Артиста
Пирамидальная мечеть: теперь требуется Монумент, дает 3 культуры (было 4)
Цирк: требуется Охота (ранее Верховая езда)
Кузница: содержание 1 (было 2)
Ветряная мельница: производственный бонус снижен до 10% (было 15%)
Мастерская: производственный бонус +10% (было 15%)
Монастырь: базовая культура уменьшена до 2 (было 3), дополнительная культура от ресурсов не изменилась.
Монетный двор: +2 золота от каждого ресурса Золота и Серебра (было 3)
Колизей: содержание 1, счастье 2 (было 2-3)
Театр: содержание 2, счастье 3 (было 3-4)
Стадион: содержание 2, счастье 4 (было 3-5)
Радиовышка: культура 3, культурный бонус +33% (был только бонус 100%)
Оружейная: требует Механизации (вместо Обработки железа), содержание 1 (было 2)
Военная академия: требуется Оружейная (ранее Казармы), содержание 1 (3)
Арсенал: требуется Нарезное оружие (вместо Железных дорог), Замок (вместо Военной академии), дает защитный бонус (ранее производственный бонус)
Военная база: требуется Арсенал (ранее Замок)
Стены: защита города +4 (5)
Ворота Иштар: защита города +6 (7.5)
Могольский форт: защита города +6 (9)
Замок: защита города +4 (7)
Университет: содержание 2 (3), +33% научный бонус (было 50%), +50% бонус после принятия института Свобода мысли
Ват: теперь требуется Библиотека
Гавань: теперь дает +1 молоток от каждого морского ресурса, бонус к производству кораблей 10% (было 25%)
Морской порт: требуется Гавань, не требуются ресурсы, +1 молоток от каждого морского ресурса (было 2)
Фабрика: 4 молотка, +10% производственный бонус (было 3-25%)
АЭС/СЭС: стоимость значительно снижена, 5 молотков, +15% производственный бонус (4-35%)
Школа: теперь дает 3 колбы и 0,5 колбы от каждого жителя (было 1 колба от жителя)
Лаборатория: теперь дает 4 колбы и научный бонус 50% (ранее только бонус 100%)
Казармы, Оружейная, Военная академия и Крепость теперь дают опыт всем новым юнитам
Чудеса
Национальная академия (National College): требуется Философия (ранее Письменность), дает 3 колбы (было 5)
Оксфорд: дополнительно дает +3 колбы
Эрмитаж: требуется Акустика и Опера (было Археология-Музей), стоимость снижена, +50% культурный бонус (было 100%)
Стоунхендж: культура 6 (было 8 )
Великий маяк: дает бесплатный Маяк в своем городе
Великая библиотека: дополнительно дает +3 колбы и бесплатную Библиотеку в своем городе
Фарфоровая пагода: на 50% увеличивает бонус от научных соглашений
Пирамиды: теперь дают бесплатного Рабочего, +25% скорость действий Рабочих (было 50%)
Висячие сады: дают 10 яблок (ранее +1 житель в каждом городе и 3 счастья)
Великая стена: устаревает после Динамита (ранее Металлургия). Дает +3 культуру и бесплатные Стены в своем городе.
Софийский собор: теперь дает бесплатного Великого человека на выбор, +25% скорость генерации ВЛ (было 34%)
Запретный город: -10% несчастье от населения неокуппированных городов (было -25% от количества городов)
Эйфелева башня: 5 счастья, + 1 счастье за каждые 2 принятых института (было просто 8 счастья)
Чичен-Ица: дополнительно +4 культура
Мачу-Пикчу: 5 золота, +25% прибыль от торговых путей (было 20%)
Колосс: дополнительно +5 золото
Нотр-Дам: 10 счастье, 3 культура (было 5 счастье)
Сикстинская капелла: +25% культура во всех городах (было 33%)
Кремль: +12 защита города, +25% защита во всех городах (было 50%)
Христос-Искупитель: 4 культура, 10% скидка на принятие новых институтов (было 25%)
Пентагон: 3 культура, -35% скидка на модернизацию отрядов (было -50%)
Сиднейская опера: требуется СМИ (ранее Глоблализация), дает 4 культуры, +50% культурный бонус в городе
Биг-Бен: 4 золота, -15% скидка на покупку отрядов и зданий (было 25%)
Замок Химэдзи: бесплатный Замок в своем городе, +15% сила отрядов на своей территории (было 25%)
Уникальные свойства цивилизаций
Арабы: Базар дает 2 золота от Нефти и Оазисов
Америка: убрана привязка стартовой позиции к рекам, -50% скидка на покупку тайлов (было 25%)
Китай: Великие генералы появляются в 1.5 раза быстрее (было в 2 раза)
Вавилон: Великие ученые появляются в 1.5 раза быстрее (было в 2 раза)
Германия: теперь получает скидку -25% на содержание наземных юнитов
Турция: теперь получает скидку -67% на содержание морских юнитов, может модернизировать Галеры в Триремы
Технологии
Снижена стоимость Календаря, Госслужбы, Обработки железа, Пороха, Нарезного оружия и Динамита
Увеличена стоимость большинства технологий, начиная с середины Ренессанса (значительное увеличение для поздних эпох)
Литье металлов: требуется Строительство
Железные дороги: требуется Динамит
Радар: требуется Двигатель внутреннего сгорания
Глобализация: требуется Компьютеры, стоимость снижена
Компьютеры: требуется Радар
Квантовая физика: не требует Глобализации (Космическая победа теперь возможна без перекрытия Дипломатической победы)
Технология будущего: требуется Глобализация
Внешний вид научного древа: Динамит и технологии после него сдвинуты на одну позицию для лучшего расположения
Юниты/Сражения
Эсминец: требуется Двигатель внутреннего сгорания (ранее Электричество), не получает дополнительный обзор со старта
Авианосец: не требуется Нефть
Прокачки, дающие дополнительный обзор, теряются после апгрейда юнита (Каравелла)
Галера: модернизируется в Трирему
Броненосец: модернизируется в Линкор
Эффективность прокачки, увеличивающей скорость генерации Великих генералов, снижена на 50%
Могавк: бонус в Лесах/Джунглях 25% (был 50%), не требуется Железо
Вертолет: прокачка против бронетехники теперь действует корректно
Ягуар: теперь получает прокачку «Следопыт»
Минитмен: стартует с прокачкой «Муштра» (Drill I).
БМП: 3 движения в ход (было 4)
+1 движение для Танка, Панцера, Современного танка, нет штрафов для обзора
Боевая сила осадной техники увеличена до 50% от силы обстрела, усилены прокачки штурма городов (10/30% -> 20/50%)
Слингер: немного увеличена сила
Немного увеличена сила и обстрел Арбалетчика и Чжугэ ну
Уменьшена сила Длинномечника, Истребителя, Бомбардировщика, Крылатой ракеты, Реактивного истребителя и их уникальных юнитов
Конница Мандекалу больше не получает бонус против городов (но и штрафа нет)
Уменьшен боевой штраф Танка, Панцера и Современного танка против городов (-25% вместо -33%)
Культурный бонус Ацтеков от уничтожения юнитов теперь сочетается с бонусом от принятия категории институтов Честь и удваивает культуру от уничтожения варваров
Колесница (+Боевая колесница): сила 4, обстрел 7 (было 3-6)
Снижена сила Берсерка и Хускарла для соответствия Длинномечнику
Общественные институты
Воля и Автократия больше не являются взаимоисключающими
Свобода, Автократия и Порядок теперь являются взаимоисключающими
Традиция
Аристократия: +15% бонус к строительству Чудес (было 20%)
Земельная элита: +1 счастье от 10 жителей в каждом городе
Финишный бонус: +2 яблока и +15% скорость роста в каждом городе
Воля
Меритократия: +1 счастье за каждый город, соединенный со столицей, -5% несчастье от жителей неоккупированных городов
Республика: дополнительно +5% производственный бонус
Финишный бонус: бесплатный Великий человек на выбор
Честь
Принятие категории: дополнительная культура от уничтожения варваров
Воинский устав: дополнительно +15% бонус для создания отрядов ближнего боя
Каста воинов: +1 счастье и +2 культура от каждого города с гарнизоном
Профессиональная армия: -33% стоимость модернизации юнитов, +1 счастье за каждое защитное здание (Стены, Замок, Арсенал, Военная база)
Финишный бонус: золото за каждый уничтоженный юнит противника
Набожность
Принятие категории: +15% производственный бонус при строительстве культурных построек
Свобода веры: 1 бесплатный институт (было 2), +1 культура от Монументов, Храмов и Монастырей
Организованная религия: +1 счастье от Монументов, Храмов и Монастырей
Реформация: начинает Золотой век, +33% культура в городах с Чудом Света
Теократия: +10% золото в городах с Храмом
Финишный бонус: -10% культурная стоимость принятия новых общественных институтов
Покровительство
Схоластика: +25% науки от союзных городов-государств (было 33%)
Финишный бонус: влияние других игроков на города-государства сокращается на 33% быстрее, чем обычно
Коммерция
Морские традиции: дополнительно +1 движение в ход для юнитов на переправе
Финишный бонус: +1 золото от каждого специалиста
Рационализм
Принятие категории: +50% научный бонус от научного соглашения, сочетается с эффектом от Фарфоровой пагоды
Свобода мысли: дополнительно увеличивает научную отдачу Университета на 17%
Гуманизм: +1 счастье от каждого Университета, Школы и Обсерватории
Финишный бонус: +1 колба от каждого научного здания
Свобода
Принятие категории: +25% очков генерации Великих людей в каждом городе
Демократия: -50% несчастье от специалистов
Конституция: +2 культуры от каждого Чуда Света
Свобода слова: 8 юнитов получают бесплатное содержание
Финишный бонус: +100% отдача от улучшений Великих людей, +50% продолжительность Золотого века
Автократия
Полицейское государство: +3 счастья от каждого Суда, +50% скорость строительства Суда
Тотальная война: +15% бонус к созданию военных отрядов и +15 очков опыта для новых отрядов
Финишный бонус: +20% боевой бонус в атаке в течении 30 ходов
Порядок
Принятие категории: +1 Счастье за каждый город
Социализм и Плановая экономика поменялись местами
Единый фронт: военные города-государства дарят отряды в 2 раза чаще, если вы воюете против общего врага
Социализм: -15% содержание зданий (было 10%)
Плановая экономика: +25% наука в городах с Фабрикой
Коммунизм: +2 молотка и +10% производственный бонус для зданий в каждом городе
Финишный бонус: +1 яблоко/молоток/колба/золото/культура в каждом городе
* * * * * * * * * * * * * * *
Заметки
Управлять империей на высоких уровнях сложности станет трудней, чем прежде. Возможно, вам придется снизить уровень сложности.
Прежние сейвы будут работают с новым патчем корректно. Однако, учитывайте, что уровень счастья после загрузки старого сейва окажется ниже, чем прежде.
Графики исторического развития возвращаются в Civ5
Интерфейс
Цивилопедия теперь доступна из Главного меню (раздел «Другое»)
В конце игры теперь доступно воспроизведение партии «(Реплей»), просмотреть его можно и через Главное меню. Вы сможете выбрать просмотр карты, графиков и развития ход за ходом. Реплеи доступны только для игр, созданных после патча.
Добавлена панель генерации Великих людей (в верхнем левом углу экрана)
Добавлено превью боя для авиации
Исправлен глюк с дублированием меню выбора самолета при перебазировке
При выборе сейва для загрузки, файлы можно будет отсортировать по названию или дате последнего изменения
Исправлен баг, из-за которого Ядерные ракеты и Атомные бомбардировщики продолжали отображаться после уничтожения корабля-носителя
Уничтоженные цивилизации не показываются на экране демографии
Дипломатия
Вероломные намерения лидеров в отношении игрока теперь более заметны (в дипломатических диалогах)
AI запоминает ядерные удары по своей территории и присваивает агрессору постоянный штраф в отношениях.
AI запоминает факт захват своей столицы и присваивает агрессору постоянный штраф в отношениях.
Декларация дружбы прекращает действие при объявлении войны (таким образом, после этого не будет сообщений об истечении срока Декларации)
AI помнит случаи, когда вы удовлетворили его просьбу (бонус к отношениям в зависимости от ценности подарка, уменьшается со временем)
AI помнит, если вы воевали против общего врага (бонус к отношениям в зависимости от ущерба общему врагу, уменьшается со временем)
Торговые сделки улучшают отношения с AI (чем выгодней сделка для AI, тем больше дипломатический бонус). Это можно использовать для подкупа агрессивных лидеров.
Искусственный интеллект
Изменены предпочтения и стратегии AI в создании юнитов для улучшения производственного выбора и состава армий AI
AI сможет учитывать Копейщиков для наступательных задач при отсутствии Мечников и Длинномечников
Александр и Дарий смогут учитывать Гоплитов и Бессмертных для оборонительных задач в начальной стадии игры
AI игроки будут использовать Великих генералов для ранних быстрых захватов на высоких уровнях сложности
Изменены настройки предпочтений AI по Атомным бомбам и Ядерным ракетам – теперь AI создает их, только если осознанно намерен владеть ядерным оружием
Города-государства не смогут строить авианосцы и ядерное оружие
Стратегии создания мобильных отрядов сохраняются и в Современной эпохе, чтобы помочь AI своевременно строить танки
Отложена реализация ранней Глобальной стратегии AI, чтобы дать ему больше времени на расширение (AI иногда оставался в единственном городе вплоть до поздних эпох).
Внесены изменения в победную стратегию AI, включая резервирование «запасных» путей к победе (например, AI будет строить Программу «Аполлон», даже если не собирается идти на Космическую победу).
Пересмотрен код расчета рекомендованного размера армии (менее крупные армии при незначительной угрозе)
Исправлена ситуация, при которой в поздней фазе партии континентальный AI строил армию вторжения, но не мог, как следует, организовать морское нападение.
Рекомендованный AI размер армии теперь зависит от уровня сложности
Сбалансированы Глобальная стратегия и предпочтения AI
Сбалансирован выбор AI общественных институтов
Сбалансирован выбор AI технологий для изучения
Игровой процесс
У игрока теперь есть возможность вернуть городу-государству Рабочего, захваченного варварами
Дороги на тайле с захваченными городами больше не требуют содержания
Мачу-Пикчу никогда не разрушается при захвате города
Исправлен баг с бонусом от Олигархии, который терялся при загрузке сохраненной игры
Многопользовательский режим
AI для мультиплеера теперь соответствует AI для одиночной игры
Добавлен режим «Хотсит» (Hot Seat) – доступен через меню мультиплеера
Все доступные игровые слоты теперь могут быть заняты реальными игроками
В игру встроена защита сейвов паролем
Все карты, включая приобретенные и созданные самостоятельно, доступны в режиме «Хотсит»
Хотя режим PBEM (игра по почте) еще не реализоан, в игру добавлена возможность делать сохранение во время передачи хода для тех, кто хочет играть по e-mail
Моддинг
Теперь есть возможность сделать мод с конечным древом технологий (без повторяющейся «конечной» технологии)
Новые данные для графиков, используемые в «реплеях», можно добавлять в моды
Иконки действий теперь используют базу данных, как и все остальные иконки (а не файл ActionIcons.lua)
Исправлен баг в Lua, из-за которого команда «Events..Remove» работала некорректно
В Lua добавлены следующие команды:
GameEvents.CityCanBuyAnyPlot(ownerID, cityID) (TestAll)
GameEvents.CityCanBuyPlot(ownerID, cityID, plotX, plotY) (TestAll)
GameEvents.CityCanCreate(ownerID, cityID, projectTypeID); (TestAll)
GameEvents.CityCanMaintain(ownerID, cityID, processTypeID); (TestAll)
GameEvents.CityCanPrepare(ownerID, cityID, specialistTypeID); (TestAll)
GameEvents.CityCanTrain(ownerID, cityID, unitTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerAdoptPolicy(playerID, policyTypeID); (Hook)
GameEvents.PlayerAdoptPolicyBranch(playerID, policyBranchTypeID); (Hook)
GameEvents.PlayerCanAdoptPolicy(playerID, policyTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanAdoptPolicyBranch(playerID, policyBranchTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanConstruct(playerID, buildingTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanCreate(playerID, projectTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanEverReseearch(playerID, techtypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanMaintain(playerID, processTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanPrepare(playerID, specialistTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanResearch(playerID, techTypeID); (TestAll)
GameEvents.PlayerCanTrain(playerID, unitTypeID); (TestAll)
GameEvents.TeamSetHasTech(teamID, techID); (Hook)